Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале
Власти обсуждают: как заставить маршруточников останавливаться только на официальных остановках общественного транспорта? Не будем вдаваться здесь в правовую сторону вопроса, она уже неплохо откомментирована. Зададимся вопросом: а как же лучше будет пассажиру? Но сначала несколько важных замечаний.
Первое. Маршрутки (официально такого вида транспорта нет, а есть «автобусы малой вместимости») часто трудно отделить от городского автобуса. За последние годы они значительно «подросли», а Мосгортранс, наоборот, освоил автобусы небольшого размера. Кроме принадлежности – Мосгортрансу со всеми вытекающими отсюда льготами и тарифными системами, либо альтернативному перевозчику – другой отличительный критерий придумать сложно.
Второе - остановки НОТ в Москве, как правило, обслуживаются Мосгортрансом, который не горит желанием открывать новые остановки для своих конкурентов. Добиться же в установленном порядке открытия остановки альтернативному перевозчику – очень и очень непросто.
Ну и третье – альтернативные перевозчики ездят и по тем улицам, где у Мосгортранса нет маршрутов – следовательно, нет и узаконенных остановок.
Кстати, напомним, как было в прошлом: маршрутки в Москве до начала 1990-х были, но их маршруты, за редким исключением, не дублировались другими видами транспорта. Как правило, они ездили там, где пассажиропоток не дотягивал до автобусного (исключения были: например, до открытия метро Савёловская автобусный маршрут 5к до метро Новослободская дублировался маршрутным такси). Останавливались они по требованию пассажира не только на остановках.
Так всё-таки: как удобнее пассажиру сейчас? В целом, конечно, тем, кто ездит на маршрутках, удобна нынешняя практика: сказал водителю и вышел где тебе надо, поднял руку на улице и сел. И сетования на то, что маршрутки из-за постоянных остановок ездят медленно, это «крокодиловы слёзы» - ведь автобусы Мосгортранса из-за турникетов едут ещё медленнее. Но, с другой стороны, интересы города, интересы безопасности дорожного движения тут далеко не совпадают с интересами пассажира маршрутки. Интересы надо как-то сбалансировать.
Думается, что единого решения для всего города тут быть не может. На крупных магистралях с частыми остановками маршруткам у обочины тормозить нельзя. То же касается и узких улиц, где из-за остановившейся маршрутки за ней вынужден тормозить весь поток.
Но, с другой стороны, есть улицы, вообще не оборудованные остановками. Есть и оборудованные, но по своим параметрам допускающие остановку для посадки и высадки пассажиров почти везде. В конце концов, такси ведь там тормозят.
Так что подход к остановкам маршруток должен быть дифференцированным, и формироваться он должен на этапе, предшествующем выдаче разрешения на конкретный маршрут. Исходя из анализа дорожной ситуации, улицы (если нужно – по участкам) должны быть поделены на те, где останавливаться «по требованию» можно, и те, где этого делать нельзя. Для информирования пассажиров об этом надо предусмотреть специальную символику. Например, на трафарете часть маршрута, где тормозить можно, изображается на зелёном фоне, а где нельзя – на оранжевом. И на улицах можно предусмотреть специальные небольшие значки для пассажиров – тут можно «ловить» маршрутку, а там, наоборот, бесполезно – не остановится, запрещено.
В таком направлении и надо двигаться в решении этого вопроса. Всё всем запретить – путь лёгкий, но не лучший.