Деньги региональному самолёту под хвост?

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

 

 

114625 

«Ведомости» пишут, что Минтранс собирается выделять по 750 млн рублей в год на субсидирование региональных авиаперевозок.

Спору нет – субсидирование необходимо там, где воздушный транспорт является единственным. Вот, например, Камчатка. Долететь из Петропавловска на север этого края стоит примерно столько же, сколько и до Москвы. А в самый северный, Пенжинский, район самолёты вообще летать перестали, теперь туда только вертолётом с пересадкой. А вертолёт в несколько раз дороже самолёта.

Так что от субсидий на Севере никуда не уйти, да, собственно, бюджеты регионов давно уже такие перевозки субсидирует. Хотя, конечно, хорошо бы разобраться в финансах местных авиакомпаний, которые рады накручивать издержки в предвкушении халявных бюджетных денег.

Но, оказывается, из 750 бюджетных миллионов «северам» перепадёт только 450, а оставшиеся 300 пойдут на субсидии в Европейской части. И начнут не с Севера, а… с Приволжского федерального округа. 

Ответственно можем заявить: в Приволжском федеральном округе нет ни одного города или райцентра, из которого нельзя уехать на автобусе. Воздушному транспорту везде, даже в самой бездорожной Кировской области, уже есть альтернатива. Автобус и поезд в несколько раз дешевле самолёта. Добавим, что самолётами в России (за исключением тех же «северов») сейчас регулярно пользуется всего несколько процентов населения, и это не самая бедная его часть.

Минтранс обещает, что субсидируемый билет будет стоить 65% от несубсидируемого: значит, автобусом или поездом в плацкарте всё равно будет дешевле. А значит, полетят самолётом те же обеспеченные граждане, просто их станет немного больше, чем сейчас.

Да, может быть, благодаря бюджетным деньгам оживут нерентабельные аэропорты Саранска, Пензы или Йошкар-Олы. Попытки такого оживления предпринимались и раньше. В конце 1990-х оживление аэропорта Орла (был даже самолёт Орёл-Москва) чудесным образом совпало с председательством местного губернатора Строева в Совете Федерации, но когда это председательство закончилось – выяснилось, что рентабельного авиасообщения между Москвой и Орлом почему-то не получается. Несколько лет назад благодаря потоку денег от Ю.М.Лужкова реанимировали аэропорт Иваново – но поток иссяк, и опять всё сдохло.

Мы не против региональной авиации в европейской части страны – но только там, где она коммерчески оправдана. Бюджетным деньгам в транспортных отраслях можно найти более актуальное применение: чаще латать дороги, субсидировать автобусы или электрички для простых пассажиров.

И не надо необходимые в северных районах субсидии смешивать со странными субсидиями обеспеченным людям, а проще говоря – с новой «кормушкой» для авиакомпаний.