Союз пассажиров рекомендует ознакомиться с информацией о том, как пассажир смог отстоять свои права и получить моральную компенсацию за поездку в вагоне с неработающим кондиционером.
Использованы материалы статьи: "Юрист рассказал, как отсудил компенсацию за жару в вагоне". Адрес страницы: https://1520today.ru/blog/jurist-rasskazal-kak-otsudil-kompensaciju-za-zharu-v-vagone
Семья из Инты – муж, жена и двое детей – в августе 2023 года отправились в отпуск на юг поездом №563 Москва – Анапа. Жара на улице стояла сильная, и семья, как и их попутчики, поначалу отнеслась к духоте в поезде с пониманием. Тем более, что проводник предупредил: как «тронемся», так постепенно и станет свежее.
В вагоне было 30–33 градуса, кондиционеры присутствовали, но не работали. Постепенно дискомфорт усиливался.
«Жар костей не ломит, но, чтобы так… Как бы помягче выразиться, это была просто и без преувеличения – баня, но не с ароматом березы и хвойных, а баня «по-черному» вперемешку с запахами лапши, вареных яиц, копченостей, огурцов и прочим», – пишет глава семейства.
В таких условиях семья ехала 1 день 15 часов и 40 минут. В процессе поездки, наблюдая за тем, как пассажирки атакуют проводника с требованием сделать хоть что-то, чтобы в вагоне стало хотя бы чуть свежее, и переживая за своих родных, которые томились в этой «вакуумированной теплице», мужчина решил, что просто так это дело оставить нельзя. Тем более, что он оказался профессиональным юристом.
Для начала Станислав Петров зафиксировал температуру на установленных в вагонах термометрах: они показывали стабильно от +30℃ до +35℃.
Понимая, что фото термометров не будет убедительным доказательством, он попросил «Книгу жалоб и предложений» и убедился, что в ней имеются жалобы пассажиров, и не только его вагона, но и других, по поводу нерабочих кондиционеров. Станислав дополнил картину своей жалобой.
Вскоре к семье наведалась начальник поезда: она выразила сожаление по поводу неработающих кондиционеров и предложила в качестве компенсации 2 тысячи бонусных баллов программы лояльности РЖД. Заполняя рапорт, начальник поезда отразила в нем необходимую формулировку: «Не работает кондиционер».
При этом Станислава терзали сомнения: стоит ли «подставлять» начальника поезда и проводника, которые всего лишь исполнители?
«Мне по-человечески было жалко начальника поезда и проводника, – пишет он. – Судя по некоторым комментариям, люди терпят из-за того, что, восстанавливая свои права, они лишь навредят «маленькому человеку». И меня не обошли подобные фоновые размышления об ответственности человека, не отягощенного фактической властью, а лишь исполнительской ответственностью как заведомо слабого звена».
Прибыв на место, пассажир все же отправил претензию в РЖД, в которой написал, что претензий к поездной бригаде не имеет и потребовал немного: возместить лишь часть стоимости билетов и компенсацию морального вреда в общем размере 10 тысяч рублей. Дело было не в деньгах, а в принципе.
Только спустя полтора (!) месяца, после повторного обращения в РЖД, пришел ответ от одного из филиалов компании: в нем содержалось сожаление о доставленных неудобствах, а также отказ в удовлетворении претензии.
Тогда Станислав рассердился уже всерьез и решил довести дело до конца.
В ходе судебного процесса выяснилось: вагон, в котором ехала семья Станислава, был 1990 года выпуска, и его износ составлял 84 процента. Перевозчик пытался доказать, что вагон перед выпуском в рейс был исправен: ведь он прошел техобслуживание и акт о готовности к рейсу был подписан без замечаний.
Но факт остается фактом: система кондиционирования не работала. Это подтвердилось и рапортом начальника поезда, и записями в поездной «Книге жалоб».
Далее в действие вступил закон, который гласит: по санитарным правилам перевозок, «при температуре наружного воздуха ниже 20°C температура в пассажирских и служебных купе вагонов всех типов и классов не должна быть ниже 20 °C и не выше 24 °C, а при температуре наружного воздуха выше 20°C — не ниже 22°C и не выше 26°C».
Суд встал на сторону истца. При этом любопытен размер компенсации. Впервые в практике подобного рода появилась сумма компенсации морального вреда, близкая к адекватной.
«Существует устоявшаяся судебная практика, в которой, по аналогичным обстоятельствам, суд присуждал от 600 до 3000 рублей, – замечает Станислав. – В суде мы ссылались на эту издевательскую практику с тем, что ее пора ломать».
Станислав решил не заявлять слишком высокую сумму компенсации за моральный ущерб и рассудил, что сумма в 50 тысяч рублей будет «соразмерна принципам справедливости».
В итоге заявленные требования Интинский городской суд Республики Коми удовлетворил в полном объеме: ФПК пришлось выплатить по 10 тыс. рублей компенсации взрослым, по 15 тыс. детям, а также штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке и компенсацию судебных расходов. Общая сумма, выплаченная ФПК истцам, составила 75 тысяч рублей.
Любопытно, что ФПК попыталась оспорить решение суда и в апелляции настаивала на снижении суммы компенсации до 1000 — 3000 рублей. Суд ей в этом удовольствии отказал.
А тем временем мучения пассажиров в душных вагонах продолжаются в режиме нон-стоп, причем как в поездах ФПК, так и частной компании «Гранд Сервис Экспресс» – единственного перевозчика в Крым.
В пиковый курортный сезон, в условиях закрытых южных аэропортов, и ГСЭ, и ФПК, чтобы удовлетворить спрос, выпускают на линии любые вагоны, которые могут ездить.
Придя в такие вагоны, люди содрогаются от отвращения, пишет интернет-издание SOCHI1.RU: посторонние запахи, пыль, грязные и старые подушки и матрасы и древние кондиционеры, которые невозможно отрегулировать.
Издание рассказывает о семье Морозовых из Нижневартовска, которая ехала в Сочи с тремя детьми. Вагон попался старый, кондиционер «дул могильным холодом», а когда пассажиры замерзали, его выключали – и тогда становилось невыносимо жарко. Так они ехали четверо суток. В результате семья приехала на курорт простывшая, у двоих детей начался отит, у младшего сына — ангина.
«Я с циститом, муж с герпесом на лбу. Нормальный у нас такой отдых получился, – цитирует издание Юлию Морозову. – Вот эти перепады – «холод — жара» – в поезде самое ужасное. И обратно мы едем этим поездом, только в другом вагоне, но он такой же».
Это лето поставило перед перевозчиками большой вопрос: сколько еще можно безнаказанно подвергать пассажиров мучениям за их же деньги?
Вопрос не риторический. Ответ на него лежит в судебной плоскости, и прецеденты уже есть. Случай Станислава Петрова может вдохновить подобных ему пассажиров на законную защиту своих интересов. Главное – знать свои права и фиксировать нарушения, которые допускает перевозчик.
«Нужно спокойно, без каких-то скандалов, поступательно восстанавливать справедливость, а не привыкать что-то терпеть и другим подобное велеть, – советует Станислав товарищам по несчастью. – Нужно научить их понимать, что, если ты относишься к людям по-раздолбайски, то общество тебя же и накажет».