Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале
Выделенные полосы для общественного транспорта в попутном направлении, если кто не помнит, появились в Москве ещё при Ю.М.Лужкове. Первым стал участок Волоколамского шоссе от метро Тушинская до МКАД. И этот «первый блин», как ни странно, не получился комом: участок с интенсивным автобусным движением, не дублируемый ни метро, ни трамваем, он при 8-рядной проезжей части не особо ущемил и автомобилистов. Жителям Красногорска и Митино стало чуток полегче добираться до метро и обратно.
А вот второй введённый в строй участок – по проспекту Андропова, между станциями метро «Коломенская» и «Каширская» - уже вызвал вопросы. Вдоль проспекта – линия метро, автобус и троллейбус нужен только для местного подвоза, да и проспект 6-рядный, автомобилисты сразу это почувствовали.
А потом пришёл новый мэр, и выделенные полосы стали большой политикой. Их стали рисовать где нужно и где не нужно.
Нужно – там, где большой пассажиропоток и автобус с троллейбусом – единственные виды транспорта. На Ярославском шоссе от ВДНХ. На Дмитровском шоссе от Петровско-Разумовской. На Волгоградском проспекте от Кузьминок. На шоссе Энтузиастов от одноимённой станции метро.
А где не нужно? Там, где параллельно есть линия метро или выделенная линия трамвая. На Волоколамском шоссе, где параллельно идёт 6 трамвай. Или на первой половине шоссе Энтузиастов, где есть и метро, и трамвай, и почему-то понадобилось выделить полосу для автобуса с троллейбусом.
И совсем анекдотичная ситуация на направлении Хорошёвского шоссе –проспекта маршала Жукова. На 6-рядном Хорошёвском шоссе, где много маршрутов троллейбусов, полосу не выделили, хотя она там совсем не лишняя, особенно за метро Полежаевская. А выделили на новом Звенигородском шоссе, где до этого общественного транспорта отродясь не было. И под полосу придумали новый экспресс-маршрут автобуса из Крылатского до метро «Улица 1905 года»! Автобус этот уже полгода возит воздух, но Мосгортранс упорно держится за эту выделенную полосу.
Департамент транспорта скоро осчастливит нас ещё несколькими выделенными полосами. Например, на трассе Комсомольский проспект – проспект Вернадского. При этом пассажиропоток на разных участках этой магистрали различается в десятки раз: он огромный от метро Юго-Западная до МКАД, и там выделенные полосы, конечно, нужны. И он исчезающее мал в районе метромоста, где ходит только 28 троллейбус. Зачем же выделенные полосы по всей длине?
Мы сами не догадались, пока Пётр Иванов, генеральный Мосгортранса, не проговорился, придя к Максиму Кацу на выставку «Город для людей»: это нужно для быстрого оборота 28-го троллейбуса.
И всё бы ничего, если бы, кроме позитива для пассажиров, выделенные полосы не несли негатива. О негативе для автомобилистов говорить не будем (может они его и заслужили, хотя мы – не автоненавистники), но есть другой негатив, касающийся всех: экология. Автотранспорт в пробках выделяет вредных выбросов в расчёте на 1 км пробега в несколько раз больше, чем при нормальном движении. Чем больше выделенных полос, тем больше пробки – в этом каждый может убедиться. А значит, тем больше загрязняется воздух, которым дышим все мы.
Поэтому выделенные полосы – вынужденное зло, на которое надо идти, но только там, где это в интересах значительного количества пассажиров. А делать их там, где это в интересах г-на Иванова (и мизерного количества пассажиров) – это совершенно неоправданное зло.
И с этим злом мы будем бороться.
Так же как мы боремся ЗА выделенные полосы там, где они действительно необходимы.