Надо не отказываться от вагонов-ресторанов, а повышать в них качество обслуживания

– Кирилл Вадимович, наборы питания, которые предлагают в «Сапсанах» и самолетах, – разве это не полноценная альтернатива еды в вагоне-ресторане? 
– Если ОАО «РЖД» реализует эту инициативу, то оно потеряет часть пассажиров. Это же не только вопрос технологий – как пассажира наиболее правильно накормить. Накормить можно и фастфудом. И даже сделать этот фастфуд не вредным и максимально полезным. Но вагон-ресторан – это вопрос стиля жизни в поезде. 

Есть пассажиры, и их не так мало, которые поезд выбирают в том числе и благодаря ресторану: выбрать по меню, поговорить с деловым партнером за обедом или самому съесть что-то вкусное – коробочка с едой, которую проводник принес в купе, не заменит это удовольствие. И я боюсь, что в случае реализации инициативы часть таких пассажиров предпочтет поезду самолет. 

– Среди аргументов в пользу фастфуда – низкое качество готовой еды в вагоне-ресторане…
– Готовили по-разному. Бывали вагоны-рестораны, в которых кормили очень хорошо, были и другие. Но здесь нужно, на мой взгляд, повышать качество услуги, заниматься разнообразием меню, обучать работников ресторана, а не отдавать этот сервис на аутсорсинг, жаловаться на невозможность контроля и в конце концов уничтожать услугу. Ее можно сделать конкурентным преимуществом. 

Сейчас по меню в вагоне-ресторане есть выбор: первых блюд – две-три позиции, вторых – пять-шесть. В коробочке, если и будет выбор, то либо вегетарианский бутерброд, либо кошерный. И то этот выбор надо делать заранее. Да и качество определяется до загрузки коробочек с едой в поезд. В любом случае потребитель получит разогретую пищу, а не свежеприготовленную.

– Кто может лоббировать это предложение? 
– Могу предположить, что интересантами могут стать поставщики питания в коробочке. Бизнес, специализирующийся на поставках питания в коробках, получит скачкообразный рост продаж. 

 А в чем выигрыш ОАО «РЖД»? 
– Чисто теоретически, убрав вагон-ресторан, РЖД могут добавить еще один пассажирский вагон. Но этот шаг мог быть оправдан лет 20 назад, когда поезда ходили переполненными, и тогда, исключив один вагон, железнодорожники могли нарастить состав до максимально допустимых 20 вагонов. Но сейчас большинство составов идет в 8 или 12 вагонов, ну максимум 16. Полносоставными идут поезда летом в Адлер. 

Хочу сказать, что я не вижу прямую выгоду от отказа от вагонов-ресторанов для ОАО «РЖД». Но я вижу его возможные потери. ОАО «РЖД» может потерять часть платежеспособных клиентов, которые выбирают между самолетом с его коробочным питанием и поездом с вагоном-рестораном. То есть тот клиент, что платит и за купе, и за ресторан, теперь, если инициатива реализуется, будет лететь самолетом.

– Чем заменить вагон-ресторан в поезде? 
– Не стоит их ничем заменять! Они нужны. Нужен, конечно, анализ. Но я не слышал ничего о такой аналитической работе. Возможно, вагон-ресторан не нужен в фирменном поезде Москва – Тамбов, который идет в ночи. Но и то нельзя просто так взять и отменить – надо считать и надо изучать. 

Есть упрощенная форма вагона-ресторана – вагон с купе-буфетом. Такая форма тоже имеет право на жизнь: в одной половине вагона – купе для пассажиров, в другой – буфет. Они еще эксплуатируются, но я не слышал, чтобы их сейчас выпускали. Есть еще форма – бистро в «Сапсане». Но, например, в «Ласточках», которые могут идти до 9 ч, нет ничего. Там есть проводник с тележкой, на которой есть только горячий чай, кофе, но этого явно недостаточно. 

Беседовала Алена Алешина

Источник: РЖДПартнер.ру