Как летать инвалидам-колясочникам

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

 



Итак, Верховный Суд определился с правами инвалидов-колясочников при перевозке самолётами. Примем это решение как данность и зададимся вопросом, как же надо действовать дальше?

 

Легко сказать, как обозреватель «Эха Москвы» Антон Орех, что надо все самолёты переоборудовать для перевозки инвалидов. Сделать это, во-первых, не так-то и просто, а, во-вторых, такое переоборудование не будет благотворительностью авиакомпаний: оно отразится на цене билетов. Наконец, в-третьих: самолёт с опцией перевозки инвалидов вмещает немного меньше обычных пассажиров: за счёт уширения пространства между рядами, оборудования специальных туалетов с поручнями, расширения проходов.

Правильной политикой в отношении обеспечения прав инвалидов-колясочников будет такая: поэтапно обеспечить возможность их перевозки на каждом маршруте, но совсем не обязательно – каждым рейсом. По аналогии с тем, как в мире (а сейчас уже и в Москве) курсируют маршрутные автобусы, приспособленные для инвалидов: такой автобус (каждый третий, каждый пятый или каждый десятый) идёт по специальному расписанию, а переоборудование всех автобусов при этом никто не требует.

Росавиация должна проанализировать имеющиеся маршруты с точки зрения имеющихся на каждом маршруте возможностей перевозки инвалидов, а также, при участии общественных организаций инвалидов – реальные потребности этой группы пассажиров. Кроме того, надо владеть информацией о парке самолётов всех авиакомпаний-перевозчиков: какие лайнеры приспособлены для перевозки колясочников, а какие – нет. Можно предположить, что на маршрутах, на которых частота рейсов превышает 10 в день (Москва-Петербург, Москва-Сочи), достаточно 3-4 рейсов в день, способных перевезти колясочника. На других ежедневных маршрутах, наверное, достаточно в день одного такого рейса, наконец, на маршрутах с ещё более редкой периодичностью – одного или двух рейсов в неделю. Сложнее всего с медвежьими северными углами, куда только самолётом можно долететь, и летают туда раз в неделю (а то и реже): вот тут уж в первую очередь придётся переоборудовать самолёты, даже антикварные АН-26.

То есть выдавать разрешения на полёты по определённому маршруту Росавиация должна с учётом того, чтобы по данному маршруту была возможность лететь и инвалиду: может быть не каждым рейсом и даже не каждый день, но была. Да, потребуется внесение изменений в нормативные документы, может быть даже в Воздушный кодекс. Но это гораздо реальнее, чем переоборудовать все воздушные суда. А главное – дешевле для всех.

А на будущее можно принять норму, например, такую: у каждой авиакомпании не менее четверти всех судов должно быть приспособлено для инвалидов-колясочников. Думается, что при грамотной политике распределения таких судов по всем маршрутам этого будет достаточно.