ОДИНОЧНЫЙ МАРШРУТ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И СОЦИАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ

Продолжая серию комментариев на тему транспортной мобильности во время коронавируса, Комитет гражданских инициатив публикует вторую часть беседы с председателем общественной организации «Союз пассажиров» Кириллом Янковым. Ключевой вопрос обсуждения – как пандемия повлияет на общественный транспорт в мегаполисах, а также на железнодорожные путешествия и авиаперелеты. Ранее мы поговорили о перспективах транспортных мегапроектов и опубликовали результаты исследования мобильности горожан и трансформации городской среды в период эпидемии.

В последние годы все больше жителей крупных городов стали отказываться от регулярного использования личного автомобиля. В Москве были предприняты значительные усилия для того, чтобы сократить автомобильное движение и создать стимулы и инфраструктуру для использования общественного транспорта. Однако, сейчас личный транспорт представляется более безопасным с точки зрения обеспечения социального дистанцирования в период пандемии. Угроза новых волн коронавируса и других эпидемий ставит множество вопросов, связанных с направлением развития общественного транспорта в мегаполисах и других городах, а также железнодорожного и авиасообщения.

Кирилл Янков считает, что, пережив шок пандемии и самоизоляции, люди еще долго будут помнить об этом и вести себя с учетом возможных рисков. В том числе, социальное, или физическое дистанцирование, как его предпочитает называть эксперт, войдет у людей в привычку, особенно во время путешествий, как минимум на ближайшие несколько лет. Пассажиры будут стремиться по возможности максимально дистанцироваться друг от друга и в общественном транспорте.

В такой ситуации личный автомобиль будет восприниматься как наиболее безопасный способ передвижения, особенно в мегаполисе, где загруженность общественного транспорта очень высокая. Тем не менее, даже с учетом роста использования личного автотранспорта и увеличения количества занятых, работающих дистанционно, без общественного транспорта невозможно обойтись ни в одном городе, тем более крупном. Междугородние и международные путешествия также предполагают совместное нахождение пассажиров, будь то вагон поезда или салон самолета.

В новых условиях общественный транспорт должен стать принципиально другим, способным в большей степени обеспечить физическую дистанцию между пассажирами, подчеркнул Кирилл Янков. Особенно это важно для магистрального транспорта в крупнейших российских городах – метрополитена и пригородных железнодорожных поездов, которые должны стать менее загруженными, а это требует значительных изменений.

Эксперт положительно оценил решение не сильно сокращать движение общественного транспорта в Москве во время эпидемии, несмотря на значительно меньший поток пассажиров. Поддерживать такой уровень загруженности после пандемии вряд ли будет возможно. Однако, нужно создать условия для того, чтобы пассажиры могли спокойно войти в вагон даже в часы пик и находиться там минимум на расстоянии метра друг от друга, полагает Кирилл Янков.

Движение в этом направлении можно начать с помощью использования современных технологий, например, навигатора, показывающего актуальную загруженность в метро – отдельных линий, переходов и даже вагонов. Тогда пассажиры могли бы корректировать свой маршрут исходя из возможности соблюдать нормы социального дистанцирования.

Ряд мер может быть предпринят и вне собственно транспортной сферы. В том числе это касается вопроса разнесения часов начала и завершения работы в разных организациях с целью распределить нагрузку на транспорт и сделать часы пик менее сконцентрированными по времени. Также Кирилл Янков обозначил долгосрочные меры, направленные против уплотнения застройки в мегаполисах. Москва, полагает эксперт, и так переуплотнена, и по квадратным метрам полезной площади на гектар территории сопоставима скорее с Мехико, чем с крупными городами Западной Европы и Северной Америки, на которые стоит ориентироваться в большей степени.

Междугородние и международные перевозки тоже ожидают серьезные изменения. Уже сейчас РЖД продает билеты с учетом необходимости соблюдения социального дистанцирования, например, по два места в купе вместо четырех (исключение делается для семей, путешествующих вместе). При этом, Кирилл Янков полагает, что ситуация существенно различается в зависимости от видов транспорта. Так, железнодорожный транспорт находится в лучшем положении, чем авиаперевозки по ряду причин.

Во-первых, в самолете пассажиры обычно размещаются плотнее, чем в поезде, и поэтому там сложнее обеспечить соблюдение дистанцирования. Во-вторых, сейчас люди не будут склонны планировать путешествия заранее из-за риска новых волн эпидемии. С экономической точки зрения ранняя продажа билетов является существенным элементом бизнес-модели авиакомпаний. Железная дорога, в свою очередь, никогда не жила за счет ранних продаж. Сейчас билеты на поезд можно купить максимум за 90 дней до поездки, а еще три года назад – всего за 45 дней.

Эксперт отметил, что железнодорожные вагоны обычно являются собственностью компании и не находятся в лизинге, в отличие от самолетов. Поэтому перед авиакомпаниями, помимо резкого падения спроса на билеты, стоит проблема выплаты лизинговых платежей и необходимости договариваться с лизинговыми компаниями.

Техническая планировка вагонов также дает железнодорожному транспорту преимущество перед авиасообщением, так как изначально дает больше возможности для соблюдения норм дистанцирования. Например, вагоны экономического класса Сапсана с точки зрения планировки и рассадки больше похожи на бизнес-класс самолета и позволяют пассажирам расположиться более просторно, чем в экономическом классе авиатранспорта. Тем не менее, Кирилл Янков считает, что в ближайшее время, пока опасность пандемии будет сохраняться, даже железные дороги будут продавать в среднем в два раза меньше билетов, чем до эпидемии.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе речь может идти уже о принципиальной перепланировке и салонов самолетов, и вагонов поездов. Возможно именно авиапром, который сейчас находится в самом сложном положении, предложит новые решения, даже такие смелые, как капсульные места для пассажиров. Проектировщики железнодорожных вагонов также могут рассматривать варианты планировки по принципу капсульного отеля, которые были представлены до пандемии. В первом классе поезда «Стриж» уже есть купе для сидения, и эта практика может быть использована более широко с учетом новых потребностей и рисков.

Подводя итоги, Кирилл Янков отметил, что в ближайшие месяцы и даже в ближайший год спрос на авиа и железнодорожные билеты все еще будет значительно снижен, что в свою очередь, уже привело к существенному повышению тарифов. Цены на внутренние российские авиарейсы сейчас повысились в два – три раза по сравнению с докризисным уровнем.

Страх перед новыми волнами эпидемии, привычка к дистанцированию, новые технические возможности, а также осознание того, что многие деловые вопросы можно решить на расстоянии – все это сократит количество поездок. Тем не менее, путешествия являются важной составляющей жизни современного человека, в том числе его культурного развития и отдыха, поэтому полностью от них люди не откажутся. Они будут больше платить и больше дистанцироваться друг от друга во время поездок, но все же постепенно вернутся к путешествиям, считает эксперт.

Источник: komitetgi.ru