Премьер Дмитрий Медведев одобрил строительство первого участка дороги Москва-Казань — от столицы до Нижнего Новгорода. Проект обсуждается уже шесть лет, и не все в правительстве его поддерживают. Можно ли рассчитывать, что дорогу, наконец, начнут строить? Об этом — Яна Пашаева и Яна Лубнина.
Из Москвы в Казань за 3,5 часа — такой перспективой пассажиров обнадежили еще в 2013 году, когда объявили о строительстве скоростной железной дороги. Пока прогресса удалось достичь только при согласовании пилотной части магистрали — до Нижнего Новгорода. Время в пути сократится до двух часов вместо нынешних трех с половиной на поезде «Стриж». Строительство участка оценили в 600 млрд руб. Если его решат продлить до Казани, как и задумано изначально, затраты возрастут почти до 2 трлн руб.
Останавливаться на Нижнем Новгороде было бы нелогично, убежден председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. По его словам, экономия времени на этом маршруте не так очевидна, как при скоростной поездке до Казани: «Когда в 2007 году запустили поезда "Сапсан", были большие сомнения в том, что люди будут брать на них билеты. Тем не менее, спрос был. Поток пассажиров на быстрых дневных поездах между Москвой и Петербургом возрос в разы. И здесь можно прогнозировать то же самое. Между тем, железные дороги, особенно высокоскоростные, в наше время нигде не строятся без поддержки государства. Это не чисто коммерческий проект».
Главный противник новой магистрали — министр финансов, первый вице-премьер Антон Силуанов. По его словам, проект дорогой и далек от окупаемости. В Минфине не верят в то, что пассажиропоток вырастет в три раза, до 5,5 млн человек в год, как прогнозируют в РЖД. Сомнения вызывает и ценовая политика. По данным газеты «Коммерсантъ», билет до одного из пунктов маршрута — Владимира — будет стоить почти 4 тыс. руб., в то время как сейчас на скоростной «Ласточке» туда можно добраться за 400 руб. Антон Силуанов посчитал, что казенные деньги лучше потратить на другие нужды.
Предполагается, что из бюджета на строительство дороги до Нижнего Новгорода выделят 200 млрд руб. Еще 200 млрд. руб. даст РЖД. Оставшаяся сумма — это деньги инвесторов, насчет которых до сих пор определенности нет. Пока интерес проявляли немцы и китайцы. Другими словами, остается множество вопросов по финансированию, заключает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «У РЖД этих денег нет. Пока непонятно, будут ли они в федеральном бюджете. Поэтому возникает вопрос — насколько эта история может быть реалистичной?
Мне кажется, что еще основное обсуждение все-таки впереди. И не исключено, что будет какой-то еще дополнительный раунд переговоров с точки зрения согласования или уточнения каких-то параметров, например, сроков».
Проект теперь предстоит подписать Владимиру Путину. Чиновники считают, что начинать стройку нужно прямо сейчас, чтобы успеть запустить первый поезд к 2024 году, согласно плану. Непонятно, станет ли торопиться президент. В СМИ появлялась информация, что он сомневается в целесообразности дороги. Но его пресс-секретарь Дмитрий Песков это не подтверждал.
В свою очередь, вице-премьер Максим Акимов ожидает, что президент примет решение по железной дороге в ближайшие недели.
Источник: Коммерсантъ