После принятия поправок в Воздушный кодекс для легализации овербукинга в России будут внесены изменения в Федеральные авиационные правила (ФАП). Планируется, что они также будут дополнены списком тех, кому не смогут отказать в перелете и кого не оставят ожидать следующего рейса.
"В ФАП, которые разработают в развитие изменений в Воздушный кодекс, будут предусмотрены в виде исключения отдельные категории граждан, которые не попадут под действие закона об овербукинге", — сообщают сегодня "Известия" со ссылкой на источник близкий к Министерству транспорта РФ. Это делается для защиты наиболее уязвимых категорий пассажиров.
Предположительно в перечень войдут инвалиды и сопровождающие их лица, пенсионеры, беременные и родители с детьми до 18 лет. Нельзя будет ссадить с рейса и граждан, направляющихся на лечение и похороны, а также пассажиры, которые летят стыковочными рейсами.
В практике овербукинга США и ЕС нет подобного стоп-листа. Есть рекомендации, но принятии их к действию остается на усмотрение авиакомпании. "Но в нашей стране трудно рассчитывать на разумность и сознательность всех перевозчиков, бывали случаи отказа в посадке несопровождаемым подросткам", — отмечает независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. Поэтому он считает необходимо предусмотреть четкий механизм определения этих категорий пассажиров.
"Стоп-лист, если он появится, не должен занимать полстраницы и состоять из непроверяемых критериев. Лучше всего, чтобы авиакомпания могла определить "запретных" пассажиров удаленно, например, по возрасту или ограниченной мобильности. На месте можно удостовериться в беременности на позднем сроке или в истечении визы. Но если Минтранс, например, включит в стоп-лист всех едущих на похороны и лечение, то как авиакомпании будут применять это на практике? Мы столкнемся с тем, что при угрозе овербукинга одна половина самолета будет ехать на лечение, вторая — на похороны", — рассуждает Крамаренко.
В принципе, отмечает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков, в первую очередь авиакомпании при овербукинге будут искать добровольцев, которые согласны за несколько часов ожидания получить компенсацию. К тому же "лишние" пассажиры — нечастое явление в странах, где овербукинг разрешен, — порядка одного случая на 10 тыс. пассажиров, а принудительно высаживают совсем редко.
Размер компенсации пассажирам, попавшим под овербукинг, может составить 12—28 тыс. руб., — это зависит от времени задержки вылета. Так, если задержка составит от 2 до 6 часов, авиакомпания обязана будет выплатить "лишнему" пассажиру 12 тыс. рублей. От 6 до 12 часов — 18 тыс. рублей, от 12 до 24 часов — 21 тыс. рублей, и если период ожидания составит более суток — 28 тыс. рублей. Если ожидание устроит клиента, авиакомпания выплатит только компенсацию, если нет, то вместе с ней возвращается и стоимость авиабилета.
Большинство российских крупных перевозчиков — "Аэрофлот", "Сибирь" и "ЮТэйр" — поддерживают легализацию овербукинга, утверждая, что он мог бы значительно увеличить годовую выручку перевозчика. Против выступает только "Трансаэро", заявляя, что такая практика несправедлива по отношению к пассажирам, которые имеют законное право улететь в назначенное время.