Новые автоматы по продаже билетов в московском метро

 

Обсудить этот пост можно в нашем официальном блоге в Живом Журнале

 

avtomat

Сегодня должны быть объявлены участники конкурса на поставку новых автоматов по продаже билетов для московского метро. Чтобы понять какими будут эти автоматы, мы проанализировали конкурсную документацию и выделили самые главные, на наш взгляд, моменты.

Исторически судьба любых автоматизированных систем оплаты в московском метро была непроста. Они всегда или не работали или работали как-то не так, но, в общем и целом не приживались. Поэтому самая главная из хороших новостей на сегодня – полнофункциональные автоматы по продаже билетов в московском метро будут и будут довольно скоро – в декабре-январе. Конкурс на их закупку обещали провести целый год (и даже провели в январе, отменив впоследствии его результаты) и вот теперь все вроде бы настроены максимально серьезно.


Еще из положительного:

- Прием банковских карт
Долгие годы понадобились руководству московского метро для осознания факта необходимости приема к оплате карт. Даже конкурсная документация по отмененному январскому конкурсу не предусматривала подобного функционала для автоматов. В нынешнем ТЗ эта функция прописана предельно четко, поэтому для всех, кто любит расплачиваться картой, такая возможность появится теперь и в метро, причем со всеми наворотами вроде оплаты по принципам PayPass и Paywave.

paypass

- Быстродействие
Самое пристальное внимание в техзадании уделено вопросам быстродействия новых аппаратов в полном соответствии с главной декламируемой целью их закупки– «ускорение автоматизированного обслуживания пассажиров и уменьшение очередей в кассы». То, сколько внимания в ТЗ уделено этому вопросу достойно комплиментов. Основные минимальные требования таковы: время приема одной купюры не более 5 секунд, время от момента приема денег до выдачи билета и сдачи – не более 15.
При этом все участники во время предусмотренной условиями конкурса 30-дневной опытной эксплуатации будут получать баллы за различные аспекты, связанные с быстродействием аппаратов и не набравшие достаточной общей оценки (250 баллов) по всем критериям, не смогут быть признаны победителями.


Теперь давайте разберемся в том, что нам не нравится или как минимум вызывает вопросы:

- Сроки проведения конкурса
Как это часто бывает с госзакупками, сроки очень смущают. Так, на сайте закупок метрополитена конкурс был опубликован 27 сентября, а объявление состава участников, даже с учетом переноса на неделю, состоится уже 15 октября. То есть, о компаниях, которые начнут разработки с нуля на основании представленного ТЗ говорить не приходится, за две недели ничего не сделаешь. Но даже и те, у кого уже готовы примерные опытные образцы, должны просто в каком-то невероятно авральном режиме вносить изменения на основании вновь полученных требований. К чему обычно приводит такая спешка, особенно когда речь заходит о сложных электронных механизмах, объяснять, думаю, не надо.

torgi
С учетом 30-дневной опытной эксплуатации торги пройдут уже 15 ноября

- Дизайн
Одна из главных претензий, которые звучали в интернете в отношение появившихся в метро в начале года автоматов по продаже билетов на 1-2 поездки – отвратительный внешний вид. Действительно, требования к дизайну прописать в ТЗ довольно трудно, поскольку победитель определяется в первую очередь по предложенной цене, но ничто не мешает сделать балльную систему оценки дизайна с привлечением экспертов или хотя бы более подробно прописать требования к нему.
В нынешнем ТЗ есть только вот это: отсутствие острых углов, кромок, красно-синие цвета.
При таком подходе шансы на победу у «гроба» и у автомата с нормальным дизайном абсолютно равны, поэтому вряд ли кто-то из участников станет этим вопросом слишком заморачиваться.

expocitytrans_kronos
фото Андрея Перечицкого -  

- Выдача чеков
Неприятная мелочь, набившая всем оскомину. Без чеков в метро никак не могут, печатать их на билете, как предлагал когда-то Артемий Лебедев, почему-то тоже. Судя по всему, проблема останется и в новых аппаратах, а залатывать ее будут по ходу дела теми же странными мерами, как и раньше:
krasni_ekran

В документации прописано лишь, что чек должен быть и должен быть лоток, предотвращающий его падение на пол. Ну, то есть хотя бы не так:
cheki

- Интерфейс
Та же самая проблема и с интерфейсом самого сенсорного экрана. Никаких особых требований к нему, кроме размера и цвета кнопок не существует, поэтому шансы получить какой-нибудь такой интерфейс велики, ведь дополнительно он никак оцениваться не будет:
interface

- Размер закупки
Согласно размещенному заказу должно быть поставлено 300 автоматов. В большинстве случаев это один аппарат на вестибюль. Даже при том повышенном внимании, которое в ТЗ уделено вопросам быстродействия, время обслуживания одного человека составит около 30 секунд. То есть пропускная способность одного автомата около 120 человек в час, что, конечно же, никак не решит поставленной задачи борьбы с очередями, лишь немного улучшит ситуацию. Можно, конечно, сказать, что в вестибюлях не хватает места, но для банкоматов и прочих аппаратов по продаже газет оно как-то находится:
pressa

- Рекламный монитор
Но самый прекрасный момент, прописанный в ТЗ – кроме рабочего экрана размером 17 дюймов в автоматах должен быть предусмотрен еще один -  рекламный, размером 22 дюйма. Соотношение параметров двух этих мониторов, конечно, характеризует приоритеты руководства метрополитена вообще, но и в частности совершенно непонятно зачем и так немаленький аппарат увеличивать за счет рекламных площадей, как будто в метро их без этого никак не хватает.
Рекламные экраны будут отвлекать пассажира от процесса покупки, который, как мы помним, должен происходить максимально быстро, да еще и выглядеть как-то вот так ужасно:
monitor_reklama


Вот примерно такие перспективы нам видятся в отношении новых автоматов по продаже билетов. Несмотря на то, что минусов, получилось, как всегда, больше, в целом начинание очень правильно и мы, с указанными выше оговорками, склонны его поддерживать.

Конкурсную документацию, напомню, можно скачать здесь, поэтому ждем от вас дополнений.

Также хотелось бы понять, какие из вышеперечисленных минусов кажутся вам наиболее важными.

Мы, конечно, немного поздно занялись этим вопросом, но все же еще можем попробовать представить в метрополитен какие-то дополнения, поэтому очень ждем ваших мнений.