Вслед за обнулением ставки налога на добавленную стоимость на пригородные электрички и снижением НДС с 18% до 10% для авиаперевозок (обе меры приняты до 2017 года) этот налог могут снизить и на перевозки поездами дальнего следования. Как сообщили «Известиям» в РЖД, компания ранее обращалась с подобной инициативой в Минтранс и Минэкономразвития. Эти ведомства сообщили «Известиям», что инициативу поддержали. Все надеются, что в отличие от авиарейсов, где эта мера помогла «сдержать удорожание», в железнодорожной сфере удастся снизить стоимость железнодорожных билетов на 8-10%. Кроме того, на днях снизить НДС с 18 до 10% для поездов предложил «Союза пассажиров» председателю Госдумы Сергею Нарышкину.
«В отличие от воздушного сообщения, которым (за исключением районов Севера и Дальнего Востока, где нет других видов транспорта) пользуется меньшая часть населения - в основном более обеспеченная, - поезда дальнего следования сохраняют свое значение для тех слоев населения, уровень жизни которых средний или ниже среднего. Таким образом, снижение ставки НДС только для воздушного транспорта (в апреле 2015 года. - «Известия») объективно способствует социальной поддержке и повышению мобильности более обеспеченных граждан», - указывает глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков в письме.
По его словам, снижение ставки налога может как минимум не допустить повышения стоимости билетов, в лучшем же случае - немного снизить их стоимость: на 1-2%. Менеджеры РЖД уже предпринимали несколько попыток снизить ставку НДС.
- ОАО «РЖД» поддерживает инициативу по снижению ставки НДС на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении поездами дальнего следования с 18% до 10%. В 2015 году компания также обращалась в федеральные органы исполнительной власти с предложением выровнять конкурентные условия для авиации и железных дорог за счет применения единой ставки НДС в 10%. Эта мера позволит не только обеспечить равные конкурентные условия различных видов пассажирского транспорта, но и сократить издержки железнодорожных перевозчиков, а также снизить стоимость билетов и повысить привлекательность этого вида транспорта для пассажиров, - сообщил «Известиям» представитель компании.
Источник в РЖД отмечает, что письма с просьбой снизить ставку были направлены в Минэкономразвития и Минтранс. По его словам, эта мера поможет уменьшить стоимость железнодорожных билетов на 8-10%. Как оказалось, к решению вопроса было подключено куда больше организаций.
- По данному вопросу в Минтранс обратилась ассоциация перевозчиков и операторов в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и железнодорожного туризма «Желдорразвитие». Минтранс поддерживает предложения «Желдорразвития» об установлении льготной ставки на добавленную стоимость в размере 10% при осуществлении перевозок пассажиров и багажа в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, - сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства транспорта. Пресс-секретарь Минэкономразвитияа Елена Лашкина также сообщила, что ведомство поддержало предложение РЖД.
В начале апреля президент России Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, снижающие НДС на внутренние авиаперевозки до 10% до 31 декабря 2017 года. Согласно сообщению Минтранса, снижение НДС до 10% поможет авиакомпаниям в совокупности сэкономить до 20 млрд рублей. Годом ранее на авиаперелеты в Крым была установлена нулевая ставка НДС до 1 июня 2015 года. В мае этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минфину принять все необходимые меры для сохранения нулевой ставки налога.
Также в апреле подписан указ президента об обнулении НДС для пригородных перевозок до 31 декабря 2016 года. Это произошло после того, как с 1 января 2015 года было отменено порядка 300 пригородных электричек. В феврале президент раскритиковал Дворковича за ситуацию с пригородным железнодорожным сообщением: «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?». Пригородные пассажирские компании (ППК) остановили электрички из-за нехватки финансирования: по действующему законодательству регионы обязаны компенсировать ППК выпадающие доходы, но регионы сильно задолжали, посчитав расходы необоснованными. Так, по данным РЖД, в 2014 году выпадающие доходы ППК составили 14,7 млрд рублей, но регионы компенсировали только 8,3 млрд рублей. В итоге правительство решило в 2015 году выделить регионам 8,8 млрд рублей из федерального бюджета для компенсации затрат на электрички.
Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, напротив, считает, что инициатива снизить НДС не сильно скажется на стоимости билетов.
- Если снизятся поступления НДС в казну от РЖД, все остальные участвующие в процессе обслуживания поездов компании (поставщики белья, питания, топлива) будут по-прежнему платить 18%, и стоимость их услуг не снизится. Мне лично кажется, что снижение стоимости, если оно и будет, то скорее действительно ближе к 1-2%, - сказал эксперт. - Кроме того, тарифы на социально важный плацкарт устанавливаются Федеральной службой по тарифам, а она не сможет оперативно снизить пересчитать тарифы (только спустя минимум три месяца после вступления в силу поправок), так что РЖД просто станет выгоднее возить пассажиров в купе.
Впрочем, другие эксперты уверены, что снижение НДС окажется выгодным как РЖД, так и пассажирам.
- На мой взгляд, если ставка будет снижена, то это положительно скажется как на самой монополии, так в конечном итоге и на пассажирах, - уверен член комитета Госдумы по транспорту Андрей Андреев (КПРФ). - Данная мера должна замедлить рост тарифов и снизить финансовую нагрузку на пассажиров. Правда, оценить, помогло ли снижение ставки НДС на авиаперевозки снизить стоимость билетов, пока затруднительно: как известно, стоимость билета формируется в основном исходя из стоимости авиакеросина, который на данный момент всё дорожает./Информационное агенство NORD-NEWS