Руководство столичного метрополитена подсчитало, что для достижения безубыточной работы подземки в 2014 году необходимо повысить тарифы на 87,7%. Именно такая цифра содержится в письме главы столичного метрополитена Ивана Беседина заместителю мэра города Максиму Ликсутову (есть в распоряжении «Известий»). Ранее глава подземки обращался в мэрию с просьбой увеличить тарифы на проезд. К письму приложено и обоснование необходимости столь внушительного роста тарифов. Источник в мэрии отмечает, что при сохранении субсидий, выделяемых из бюджета на проезд льготных категорий пассажиров, стоимость проезда вряд ли повысится более чем на 30%. Эксперты утверждают, что повышение тарифов должно сопровождаться публичным обсуждением и в меньшей степени затрагивать постоянных пользователей метро.
Как ранее сообщали «Известия», глава столичной подземки Иван Беседин обратился в столичный департамент транспорта с просьбой «рассмотреть вопрос о повышении тарифа на проезд в текущем году». По его словам, метро «ощущает на себе все инфляционные процессы». При этом решение о повышении тарифов должно быть «взвешенным и учитывать интересы всех — и перевозчиков, и машинистов, и москвичей, и льготных категорий пассажиров». Беседин говорил, что предприятие начиная с 2011 года «либо вовсе не индексировало стоимость поездки, либо повышало только цену билетов на 1–2 поездки». Отметим, что метрополитен получает субсидии из городского бюджета. Так, по словам начальника подземки, в 2014 году город выделил 26 млрд рублей, которые направлены на компенсацию проезда льготных категорий пассажиров (их, по разным оценкам, от 30 до 50%), а также на «некоторые затраты на развитие метро».
Общественные организации тогда выступили с резкой критикой повышения цены на проезд, потребовав предоставить «обоснованные расчеты» и обнародовать финансовые документы метро, согласно которым подземка нуждается в повышении тарифов.
В свою очередь, в департаменте транспорта сообщили, что в ведомство «действительно обратились перевозчики с просьбой повысить тарифы на проезд в городском транспорте».
— Мы с пониманием относимся к потребности перевозчиков: городской транспорт нуждается в серьезном развитии, он должен соответствовать выросшим потребностям москвичей, необходимо повышать зарплату водительскому составу, работникам служб движения — это требует больших инвестиций. В то же время мы должны учитывать интересы жителей, — добавили в департаменте.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков пояснил, что повышение стоимости проезда должно в меньшей степени затрагивать «постоянных» пассажиров и в большей — тех, кто пользуется «короткими» билетами на 1–5 поездок.
— Таким образом город сможет стимулировать пользование общественным транспортом, — уточнил он.
По словам Свириденкова, сейчас метрополитен работает практически безубыточно.
— Но это без учета инвестиционной составляющей — затрат на строительство новой инфраструктуры и развитие метро, а также без компенсаций на проезд льготных категорий граждан. От городских субсидий также зависит, насколько подорожает проезд. Если субсидии для льготников будут заморожены на том же уровне, что и сейчас, то тогда проезд для «платных» пассажиров возрастет сильнее, чем если бы компенсации на льготных пассажиров из бюджета также были бы увеличены, — пояснил он.
В свою очередь, председатель Союза пассажиров Кирилл Янков назвал возможный рост тарифов даже на 30% «совершенно неадекватным».
— Это завышенные аппетиты, цифры намного превышают инфляцию. Подорожание на 6–7% еще можно понять, но всё, что сверх того, требует серьезного обоснования, — говорит эксперт. — Кроме того, выход на безубыточное существование будет означать, что за льготников будут платить другие пассажиры, что в корне неверно.
По словам Янкова, несмотря на то, что доходы метрополитена из-за сокращения доли недобросовестных пассажиров, незаконно использующих «социальные карты москвича», выросли, на качестве перевозок это никак не отразилось.
— Кроме того, вести разговоры о повышении проезда в метро в год выборов в Мосгордуму попросту недальновидно, эту тему будет использовать каждый кандидат в парламент, — заключил Янков.