Минтранс разработал и представил на общественное обсуждение новый проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Как рассказали в ведомстве, документ проходит оценку регулирующего воздействия, а после этого будет внесён на рассмотрение в Госдуму. Судьба законопроекта складывается непросто. Идея появилась два года назад, но документ постоянно возвращался на доработку. Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов ещё летом говорил о проблемах, снижающих эффективность взаимодействия железнодорожного и водного транспорта при перемещении груза по стране. «Железнодорожники обвиняют водников в том, что они не принимают груз, а водники обвиняют железнодорожников в несистемности доставки. Сегодня все транспортные кодексы и уставы определяют особенности комбинированных перевозок, но, как правило, акценты в их трактовках смещены в пользу того вида транспорта, который регулируется этим документом. При этом у нас давно существует норма, предусмотренная в гражданском законодательстве, что особенности и процедуры смешанных перевозок определяются единым отдельным федеральным законом, которого у нас до сих пор нет», – рассказал Сергей Аристов. В новом варианте законопроекта говорится о прямой перевозке грузов, пассажиров или багажа различными видами транспорта по единому документу, оформленному на весь путь следования. Плата в таком случае вносится в пункте отправления и определяется как сумма платежей за услуги перевозки, оказанные на всём пути следования. «В таком виде после устранения наших и других замечаний закон о комбинированных перевозках выглядит намного лучше. Закон важный и нужный, но его надо правильно сочетать с действующими законными уставами и кодексами других видов транспорта. Чтобы не получилось так, что закон не учитывает тех требований, которые записаны в Конституции или в Гражданском кодексе. Надо уточнить, что подразумевается под «единым транспортным документом», в основные понятия надо также внести оператора подвижного состава и установить его ответственность, добавить в закон экспедитора, поскольку именно экспедитор создаёт комплексный перевозочный процесс в смешанных сообщениях», – заметил президент Гильдии экспедиторов России Семён Резер. Согласно документу в прямом смешанном сообщении перевозки могут осуществляться между включёнными в специальный перечень железнодорожными и автомобильными станциями, морскими и речными портами, пристанями, аэропортами и иными транспортными терминалами. Их перечень утверждается на основании обращений транспортных организаций Минтрансом РФ. Перевозки, при которых может быть использован единый проездной билет, устанавливаются на основе соглашений между заинтересованными в них транспортными организациями. При этом подобное соглашение должно быть открытым для присоединения других участников. Получается, что если в итоге новый федеральный закон будет одобрен Госдумой и вступит в силу, то пассажиры смогут купить комплексный билет, включающий в себя перелёт на самолёте, поездку по железной дороге и переезд на автобусе, причём все виды транспорта будут состыкованы по времени. В случае если по каким-то причинам один из видов транспорта будет задерживаться по времени, всю ответственность будет нести перевозчик, который возвратит плату за проезд или провоз багажа и возместит причинённые пассажиру убытки. «Безусловно, подобные условия будут удобны для пассажиров, но для этого нужно проделать большую работу по интеграции системы продажи билетов. Сейчас на вокзалах у разных перевозчиков даже разные кассы. Также должны быть разработаны единые правила возврата билетов, но об этом пока не говорят. Пассажир может запутаться, потому что у авиакомпаний одни правила возврата, у ФПК, например, другие», – рассказал председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Светлана Кускова